FAQ по оборудованию ARRI

arri faq


Ответы на часто задаваемые вопросы.
Часть информации является переводом раздела FAQ сайта www.arri.com, другая часть основана на нашем опыте и опыте наших коллег.
Мы будем признательны, если вы, пользователи оборудования ARRI, будете присылать нам информацию о вашем личном опыте работы с камерами, объективами, аксессуарами ARRI. Мы опубликуем эти материалы с указанием авторства.
Страница постоянно пополняется.

  • Периодическая профилактика
  • Чистка сенсора
  • Компьютерная диагностика (Quality Check)
  • Калибровка сенсора.
  • Ремонт с заменой узлов и запчастей
  • Сервисный сертификат

  • Периодическая профилактика
    Этот тип сервисного обслуживания должен проводиться регулярно - не реже одного раза в год. Как и автомобиль, камера должна быть проверена в различных режимах, должны быть проверены все разъемы, питание, рабочий отрезок байонета



    Съемки порой проходят в очень сложных условиях. Пыль, конденсат и прочие неблагоприятные факторы сильно влияют на циркуляцию воздуха внутри камеры. Обязательно требуется разборка камеры и очистка внутренних элементов, радиаторов и вентилятора. Внутри все должно быть чисто!



    Обязательно требуется промывка и чистка сенсора, ведь любая невидимая пылинка на сенсоре под воздействием боковых лучей превратит ваши кадры в брак.



    Чистка сенсора
    Чистый сенсор камеры - как чистая обувь, очень многое может сказать о своем владельце.
    Только если, в случае с ботинками, их чистота может повлиять на репутацию одного человека, то загрязненный сенсор может свести на нет итоги долгой работы съемочной группы.

    Зачастую, это происходит по незнанию. Пыль, грязь, налет агрессивной среды - их как магнитом тянет на плоскость сенсора. Как не старайся быстро закрыть сенсор крышкой - все равно пыль найдет к нему дорогу. Заметить это бывает сложно, и то только когда большие частички грязи становятся видны невооруженным глазом. До этого момента грязь на сенсоре никто не замечает, продолжая снимать.

    Между тем, это может привести к следующим последствиям:
    1. Пыль на сенсоре неизбежно проявит себя на этапе пост-продакшена, тогда ее придется маскировать. Особенно это важно при работе в формата ARRI RAW и 4К.
    2. Электроника камеры может неправильно реагировать на точку грязи на сенсоре, полагая, что это неисправный пиксель, включая режим автокомпенсации и замещая его чужой информацией.
    3. Сенсор имеющий на своей поверхности масляный налет окружающей среды, будет неизбежно терять некоторое количество света.

    Все эти причины требуют обязательной регулярной чистки и промывки сенсора. При кажущейся простоте, эту процедуру лучше доверить специалистам - слишком уж велик риск повредить сенсор.

    При проведении профилактических работ  с камерой в нашем сервисном центре, операция по чистке сенсора занимает в технологической карте предпоследнее место- непосредственно перед этапом калибровки сенсора.

    Для обнаружения пыли мы используем специальный дамми-объектив, который позволяет увидеть самую невидимую пыль.


    Дамми-объектив для обнаружения пыли



    Загрязненный сенсор. Скриншот с камеры с использованием дамми-объектива

    Сначала сенсор очищается сжатым воздухом. При этом удаляются только крупные пылинки, а основная грязь продолжает прочно "сидеть" на поверхности сенсора. См. фото.


    Сенсор после очистки сжатым воздухом. Скриншот с камеры с использованием дамми-объектива


    Чтобы удалить основную грязь и налет, требуются специальные растворы и инструмент- различные палочки. Процедура промывки и чистки сенсора проходит в несколько итераций, порой занимая долгое время- несколько часов.


    Сенсор после финальной промывки и чистки. Скриншот с камеры с использованием дамми-объектива⁠


    Компьютерная диагностика (Quality Check)
    Этот вид сервисного обслуживания рекомендуется проходить раз в два года.
    Камера подключается к компьютерному диагностическому комплексу и под воздействием тестовых таблиц анализируется работа сенсора, электроники, каждый бит выходного информационного потока. Эта процедура занимает восемь часов.
    После проведения такой проверки выдается заключение о соответствии камеры спецификации ARRI - своего рода знак качества. Камера к съемкам готова!




    Калибровка сенсора.
    Если результат проведения компьютерной диагностики укажет на отрицательные значения, необходимо проведение калибровки сенсора. Эта процедура очень серьезная, отдельной настройке подвергается каждый фотоэлемент, все 6,5 миллионов пикселей камеры.



    Пиксель камеры ALEXA - предмет особой гордости разработчиков камеры. Это тот маленький кирпичик, из которого состоит большое сооружение - сенсор. Огромный запас светочувствительности фотоэлемента как раз дает знаменитую широту динамического диапазона камеры ALEXA. В процессе работы параметры фотоэлементов могут деградировать. Иногда это можно заметить: пиксель будет засвечен. В таких случаях говорят: "На сенсоре дырка."
    Но чаще пользователь не замечает деградированных пикселей, и если их количество превышает определенный порог, электронные схемы могут неправильно обрабатывать поток информации с сенсора, выдавая ложную информацию. Сложный алгоритм кодирования попросту может не разобрать эти ошибки. И, как результат, камера уже не сможет выдавать всю ширину динамического диапазона!
    Вот почему так важно регулярно проводить процедуры компьютерной диагностики и калибровки в нашем сервисном центре.


    Ремонт с заменой узлов и запчастей
    Этот вид ремонта мы проводим довольно редко, так как электронные платы камеры ALEXA очень надежны.
    После замены плат обязательно требуется проведение калибровки камеры.

    Сервисный сертификат
    Сервисный сертификат - это именная бумага на проведение компьютерной диагностики (Quality check) оборудования ARRI в нашем сервисном центре.
    Сертификат может выдаваться бесплатно в рамках проведения акций ARRI, либо продаваться со скидкой с отсрочкой проведения работ до конца сезона.

    Сервисный сертификат ARRI

    Такая форма помогает клиентам экономить средства и иметь надлежащий уровень обслуживания оборудования ARRI.